История плаката в России
От Маяковского, Моора, Тоидзе и Кукрыниксов до Андрея Дорофеева – как в наше время сохраняется творческая преемственность в печатной графике.
Агитационный плакаты – в острой гротескной манере, с лаконичными броскими текстами – фирменный знак не только всех периодов истории СССР. Как ни парадоксально, в постсоветской России классика жанра не только не ушла в небытие, но и расцвела свежими красками, смыслами, техниками исполнения. Новыми громкими именами. Менялись идеологии, экономические уклады и политические реалии, но потребность людей в столь ёмкой и категоричной форме осмысления жизни осталась.
Грозный смех
Жанр сатирических плакатов, разоблачавших противников молодой республики Советов, раскрылся в знаменитых «Окнах сатиры РОСТА». Их вдохновитель и один из авторов поэт Владимир Маяковский в статье «Грозный смех» писал о них: «Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку не с молитвой, а с распевом частушек».
Не было тогда «малых и незначительных» дел для Владимира Маяковского. Страна воевала и строила завтрашний день. Но вчерашний мир ещё цеплялся за прошлое, и чтобы покончить с ним, нужна была каждодневная, порой не совсем приятная, работа. Плакаты выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, выставлялись в витринах в Москве и других городах. В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались дореволюционные традиции лубка – это к теме преемственности истинных культурных традиций.
Поэт так писал в своей последней поэме «Во весь голос» в 1930 году:
Для вас, которые здоровы и ловки,поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката.