История плаката в России

«Вести, моментально переданные в плакат»
От Маяковского, Моора, Тоидзе и Кукрыниксов до Андрея Дорофеева – как в наше время сохраняется творческая преемственность в печатной графике.

Агитационный плакаты – в острой гротескной манере, с лаконичными броскими текстами – фирменный знак не только всех периодов истории СССР. Как ни парадоксально, в постсоветской России классика жанра не только не ушла в небытие, но и расцвела свежими красками, смыслами, техниками исполнения. Новыми громкими именами. Менялись идеологии, экономические уклады и политические реалии, но потребность людей в столь ёмкой и категоричной форме осмысления жизни осталась.

«Агитплакат» передаёт эстафету

Не забудем, что «Окна сатиры РОСТА» – это творческий коллектив, как и Кукрыниксы, занявшие особое место в антифашистской пропаганде в годы Великой Отечественной войны. Эту аббревиатуру создали три художника-друга, Михаил КУприянов, Порфирий КРЫлов и НИКолай Соколов.

Как только по радио объявили о начале войны, вся троица поехала в редакцию газеты «Правда». Их встретили словами: «Вот вам троим будет теперь работы!» Уже через несколько часов в редакции было два плаката. Теперь их знают все. На одном красноармеец прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении, а на другом – Гитлера ждёт судьба Наполеона.

На третий день войны на улицах городов появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Это было первое подобное произведение, которое задало тон всей советской сатире тех лет. Врага стали бить новым оружием, вдохновение художников стало оружием осаждённой страны. Сатирики в своих плакатах воссоздали историю фашизма, нанесли по нему и по его идеологии сокрушительный удар. А точку поставили в Нюрнберге, где фашизм был осуждён мировым сообществом.

И после войны искусство плаката откликалось на злободневные события в стране и мире. С 1956 в системе Союза художников СССР работало творческо-производственное объединение «Агитплакат». Коллектив авторов, в числе которых были и Кукрыниксы, выпускал около двухсот номеров в год. 35 лет главным редактором «Агитплаката» был признанный маэстро политической карикатуры Борис Ефимов (1900-2008). Символично, что работа объединения прекратилась только в 1992 году, на заре постсоветской поры.

    Загрузить еще плакаты