Долгая жизнь плаката
Андрей Дорофеев – человек, без которого невозможно представить «Аргументы и факты». Больше трёх десятилетий он создаёт лицо нового номера газеты. Обложка от Дорофеева - настоящая визитная карточка издания. Главный художник «АиФ» – лауреат Премии Правительства России в области печатных СМИ. Мы попросили Андрея Дорофеева поразмышлять о месте плаката в нашей жизни и рассказать о своём творческом опыте.
На высоких скоростях
Люди сейчас привыкли воспринимать, считывать информацию молниеносно – в коротких постах в телеграм-канале, в лаконичных видеороликах, прямых эфирах. Как, на ваш взгляд, воспринимают плакат? Вписывается ли он в наше время?
В наше быстротекущее время он вписывается достаточно гармонично. Что такое плакат в чистом виде? Это информационное сообщение, созданное из изображения с заголовком. Плакат должен к чему-то призывать, сообщать что-то важное, информировать - кратко и быстро. Лаконичная картинка, броский заголовок, молниеносное восприятие - всё соответствует привычкам современного человека.
Главное, как это плакатное сообщение донести до людей. В первые годы советской власти для знаменитых «Окон РОСТа» использовались витрины магазинов и афишные тумбы. Да и просто заборы. Сейчас такой проблемы нет. Можно плакат загрузить в любой гаджет, разместить в соцсетях. Традиционно плакат воспринимают как большое бумажное полотнище. Чем больше размер, тем скорее на него обратят внимание, и большее впечатление он произведет. Можно напечатать плакат на газетной или журнальной полосе. А на экране смартфона, на мой взгляд, такого эффекта достичь сложно. Скорость восприятия есть, а вот эмоции уже не те. Размер всё-таки имеет значение.
«У меня внутри отдел ОТК»
Обложка «АиФ» - всегда свежая идея. И если стабильность – признак мастерства, то три десятка лет раз в неделю выдавать злободневный коллаж – это точно мастерство экстра-класса. Как рождаются идеи обложек? Вы жарите яичницу и видите в ней очертания карты мира? Вы смотрите на куриную ногу и думаете, что она прекрасно будет расти из туловища Джорджа Буша?
Бывает даже и не один коллаж в неделю - значимых тем между выпусками газеты обычно больше, чем может вместить её объём. В редакции все по плану, и работа как на конвейере. Не придумал, не сделал – подвёл коллектив. Нужно быть в хорошей «спортивной форме», чтобы не отстать. Был такой советский мультфильм «Дудочка и кувшинка», в нём вывели простую формулу, как собрать большой урожай: «Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится».
В принципе так и с идеями. Но только в обратном порядке. Что-то померещилось, может даже и в контурах яичницы, какая-то идея, сразу её примечаешь, смотришь, как можно её изобразить, и вот она, не сама по себе, а в результате длительной отработки, отсечения всего лишнего, материализуется в «ягодку».
Как вы понимаете, что идея плаката – рабочая? Приходилось ли слышать от коллег и читателей: «Ну, это вы чересчур»?
У меня внутри сидит и отдел ОТК, и внутренний цензор. Если мне самому не нравится иллюстрация, которую я делаю, то я её никому и не показываю. Плакат нерабочий. Я его разбираю, и в виде заготовок он может пролежать долго, по несколько месяцев и даже лет, ждет своего часа, дозревает, «набирает градус». А потом может и «выстрелить», попасть точно в тему и быть очень актуальным. А внутренний цензор позволяет границу «чересчур» не переходить. Хотя у каждого читателя свой «чересчур». У нас в редакции существует обратная связь с читателем - еженедельный рейтинг с их оценкой обложки по 10-бальной системе. Так что их оценка позволяет держать себя в тонусе.
Ваша книга «Наглядная история. От перестройки до коронавируса» - без преувеличения энциклопедия жизни. Но после коронавируса жизнь продолжается. Будут новые тома?
Для создания нового тома нужно ещё лет тридцать. Ведь вышедший охватил нашу новейшую историю с начала эпохи гласности, объявленной Горбачёвым, до периода нашей самоизоляции от коронавируса. Поэтому реальнее всего ограничиться изданием вторым дополненным. И назвать его «От перестройки до...», с открытой конечной датой. А вот «до чего» - хочется, чтобы это было что-то обнадёживающее и позитивное.
«Через себя нужно всё пропускать»
Наш конкурс плакатов объединён тематикой «Мы вместе! Россия и Донбасс». У вас много собственных работ по темам конкурса. Говорить о Донбассе сложнее, чем иронизировать над сильными мира сего?
«Мир до победного конца» - такая обложка вышла в «АиФ» в июле 2014 г., в тот момент, когда начались массовые обстрелы жилых кварталов донецких и луганских городов. На ней бывший президент Украины Порошенко протягивает руку жителям Донбасса через дуло танка. А вместо жителей – развалины жилого дома и контур руки на обугленной стене в ответном рукопожатии. О трагических событиях всегда и писать, и рисовать сложно.
Здесь другие эмоции работают. Их через себя нужно все пропускать. Конечно, ирония тоже имеет право на существование. К событиям на Украине 2014 г. привели решения, которые начались ещё с апреля 1992 г., во время «войны указов» - президент Украины Кравчук подписал указ о переходе Черноморского флота в подчинение Минобороны Украины, а Президент РФ Ельцин ответным указом о переходе ЧФ под юрисдикцию РФ. Вот тогда можно было иронизировать – между двух «Девятых валов» - они с лицом Кравчука, другой с лицом Ельцина, - тонет Черноморский флот Советского Союза. Такая вот аллюзия картины Айвазовского.
Можно сказать, что сейчас снова (или всё ещё) время плаката? Продолжают ли традиции этого искусства нынешние художники?
Плакат родился из рекламных объявлений и театральных афиш лет двести назад. А зрелости достиг с началом Первой мировой и Гражданской войн. Варианты плаката «Ты записался добровольцем?» были и в Красной, и в Белой армии, и в странах Антанты, и в кайзеровской Германии.
В нашей стране очень сильны традиции плакатного искусства. За XX век создано такое количество запоминающихся плакатов, огромный пласт, что их используют до сих пор. Пожалуй, что в нашей стране хрестоматийных (узнаваемых) плакатов больше чем хрестоматийной живописи. Несколько лет я вёл рубрику в нашей газете. Называлась она «Шершавым языком плаката». Там к каждому актуальному событию современной жизни можно было подобрать плакат времен СССР и лишь слегка его осовременить. А сколько мемов создано на самые известные плакаты из советского прошлого : «Не болтай!», «Нет! (не пью)», «Не балуй!». Так что пускай даже в форме мема, но у плакатов долгая жизнь.
Когда в обществе происходят драматические события, плакаты становятся одним из самых сильных средств донесения этого накала до сознания людей. Вот, к примеру, жил в XIX веке во Франции художник Стейнлен. Прославился рисунками кошек. Даже нарисовал картину «Апофеоз кошек». А почти в это же время наш Верещагин создал свое знаменитое полотно «Апофеоз войны». Тогда Россия была в войне, а Франция - в мире. Когда началась Первая мировая война, художнику стало не до кошек, и он начал рисовать пронзительные антивоенные плакаты.
А смогут ли продолжить лучшие традиции плакатного искусства нынешние художники - покажет наш конкурс плаката.