История плаката в России
От Маяковского, Моора, Тоидзе и Кукрыниксов до Андрея Дорофеева – как в наше время сохраняется творческая преемственность в печатной графике.
Агитационный плакаты – в острой гротескной манере, с лаконичными броскими текстами – фирменный знак не только всех периодов истории СССР. Как ни парадоксально, в постсоветской России классика жанра не только не ушла в небытие, но и расцвела свежими красками, смыслами, техниками исполнения. Новыми громкими именами. Менялись идеологии, экономические уклады и политические реалии, но потребность людей в столь ёмкой и категоричной форме осмысления жизни осталась.
Два великих символа двух войн
Историю плаката в СССР, задумай кто-то такой проект, написать предельно просто. Самые знаменитые плакаты, в своё время «сцементировавшие» ключевые смыслы своей эпохи, и есть история. А их авторы – её творцы. Масштаб их свершений соизмерим с «Тихим Доном» Михаила Шолохова и «Седьмой симфонией» Дмитрия Шостаковича.
Наиболее известный в начале славного пути СССР плакат – «Ты записался добровольцем?» – появился в конце гражданской войны и призывал вступить в ряды Красной Армии. Дмитрий Моор (настоящая фамилия – Орлов, писал плакаты также под псевдонимом Дор) к этому моменту был уже знаменитым художником-агитатором, автором множества плакатов, сделанных по заказу Реввоенсовета Советской республики.
Историки отмечают, что на исходе третьего года гражданской войны образ указующего пальцем в потенциального добровольца сурового бойца использовался во многих странах. Даже у главных противников большевистской власти, белогвардейцев «Вооружённых сил Юга России», был похожий плакат. Есть любопытная версия, что черты легендарного красноармейца весьма напоминают внешность автора плаката, и это смелая авторская задумка показывает дух времени. «Я – это республика, я защищаю завоевания революции», – так можно «прочитать» послание плаката.
Без этого строгого шедевра история первых лет Советской республики представляется явно неполной, как и летопись Великой Отечественной войны – без плаката «Родина-мать зовёт!», созданного Ираклием Тоидзе и появившегося в самое тревожное для СССР время, в июне 1941 года.