История плаката в России
От Маяковского, Моора, Тоидзе и Кукрыниксов до Андрея Дорофеева – как в наше время сохраняется творческая преемственность в печатной графике.
Агитационный плакаты – в острой гротескной манере, с лаконичными броскими текстами – фирменный знак не только всех периодов истории СССР. Как ни парадоксально, в постсоветской России классика жанра не только не ушла в небытие, но и расцвела свежими красками, смыслами, техниками исполнения. Новыми громкими именами. Менялись идеологии, экономические уклады и политические реалии, но потребность людей в столь ёмкой и категоричной форме осмысления жизни осталась.
Актуально и сейчас
Конечно, характер советских плакатов менялся по мере исторического развития СССР, но всегда их содержание отражало ценности свободы, социальной справедливости, патриотизма, здорового образа жизни. В сложнейший период после распада СССР эти традиции оказались жизненными и востребованными, тем более, что возникли новые технологические возможности для творчества.
«Горбачёв провозгласил «эпоху гласности», цензурные рамки ослабли. Тиражи у многих изданий выросли, ведь можно было публиковать острые материалы, – вспоминал главный художник «АиФ», лауреат премии Правительства РФ 2020 года в области СМИ Андрей Дорофеев. – Если со статьями в «АиФ» было всё хорошо, то с главной иллюстрацией – той, которая стоит на обложке, – возникли проблемы. В то время я был членом клуба карикатуристов газеты «Московский комсомолец». Как-то на заседание клуба пришли представители «АиФ» и предложили сделать для них обложку. Главным условием было то, что сделать её нужно в технике коллажа. В то время это было экзотикой. В числе первопроходцев я был точно. Первый компьютерный коллаж опубликовал в мае далёкого 1992 года. Сюжет был такой: человек стоит в тазике, льёт в него чернила и засыпает туда же пачку соли. Под тазиком – карта Чёрного моря. И подпись: «Наступает время отпусков». Тогда из-за гиперинфляции ни о каком отдыхе на море нельзя было и мечтать».
Знаменитый поэт Андрей Вознесенский стиль коллажирования Дорофеева, который работал как художник над его сборником «Гадание по книге», назвал «постсюрреализмом». «Может, он был и прав. Коллаж – зеркало нашей жизни. Как говорится, это сюр, но такова политическая реальность», – считает Андрей Дорофеев.